Религия Древней Греции (История, 5 класс. Автор Нелюбина Н.В.)

(5 голоса, среднее 3.00 из 5)

Цели:


• Используя разнообразные формы и методы, познакомить ребят с особенностями религии древних греков, с мифами об Олимпийских богах.
• Опираясь на фактический материал, сделать вывод о влиянии греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.
• Развивать абстрактное и образное мышление, память, внимание, умение работать самостоятельно и в группах. Учить анализировать, делать выводы, высказывать и защищать свою точку зрения.
• Продолжать работу по формированию навыков работы с учебной и справочной литературой, картой, отвечать полно и аргументировано.
• Расширять словарный запас учащихся и их кругозор. Активизировать интерес к истории, к чтению, развивать творческие способности детей.

Оборудование:
 Большая историческая карта “ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ”.
 Атласы по истории для 5 класса.
 Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.
 Учебники и дополнительная литература, выставка книг по теме урока.
 Мультимедийное учебное пособие «История. 5 класс».
 Мультимедийная презентация «Религия Древней Греции».
 Набор иллюстраций по теме.
 Костюмы для ребят, изображающих богов.
 Листки контроля.

План:
1. Религия древних греков.
2. Олимпийские боги и поклонение им.
3. Влияние греческой мифологии на жизнь и культуру античного мира.
4. Влияние греческой мифологии на культуру периода средневековья, нового и новейшего времени.


ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с историей Древней Греции. Тема нашего урока – “Религия греков, боги Древней Греции”.Наша сегодняшняя задача не просто в знакомстве с религией греков. Мы должны проследить, как религия повлияла на жизнь греков, какое влияние она оказала на развитие архитектуры, скульптуры, живописи. Кроме того, мифология Древней Греции – это источник вдохновения художников, поэтов, скульпторов и архитекторов всех времен и народов. Почему это так? На этот вопрос мы тоже попытаемся ответить сегодня.

I. Но прежде, мы с вами проверим ваши знания по пройденной теме.
1) Подготовка устного ответа по карточке «Какое значение имеют поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»?.
2) Распределить у доски героев поэм.
3) Объяснить значение крылатых выражений (карточка).
4) Фронтальный опрос.

Пока ребята готовятся, мы с вами ответим на вопросы.
• Поэмы Гомера сложены гораздо позже Троянской войны. Было ли что-то похожее в русской истории и литературе?
• О ком идет речь:
 Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он не сходен
Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой,
Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно. (Полифем)
 У них были туловища птиц и лица прекрасных женщин. (сирены)
 Страшное чудовище с шестью головами на длинных шеях, с тремя рядами острых зубов в каждой пасти, с двенадцатью ногами и лающее, как собака. (Сцилла)
 Днем она без устали ткала, а ночами распускала нитки. Обман продолжался три года, на четвертый год одна служанка открыла женихам тайну хозяйки. (Пенелопа)
 Царь феаков на острове Схерия, мудрый, гостеприимный и великодушный правитель, который помог Одиссею возвратиться на родину. (Алкиной)
• Какие качества человека воспевает Гомер?
• Проверка карточек..

II. Чтобы перейти к теме урока, нам необходимо вспомнить некоторые понятия, относящиеся к теме религии.
Фронтальный опрос, беседа:
Ребята дают определения понятий: религия, боги, храм, жрецы, мифы и отвечают на вопросы:
О чем люди просили богов?
Каким богам поклонялись в Египте, Междуречье, Индии? Какой народ верил только в одного бога?
Ребята показывают на карте территории этих государств и Древней Греции.Учитель: Греки, как и другие народы древности, поклонялись многим богам. Давайте с ними познакомимся.
По ходу рассказа ребят учащиеся заполняют листок контроля с таблицей.Например: Имя Бога Зевс Богом чего был? Грома и молний, всего живого на земле Символ Молния
Театрализованное сообщение:
Ребята, изображающие богов, появляются в античной одежде с изображением символа каждого бога и от первого лица рассказывают о БОГЕ. После сообщений проверяем правильность заполнения таблицы.Учитель: Греки почитали всех богов, но в повседневной жизни, в зависимости от обстоятельств, обращались то к одному, то к другому богу. Давайте попробуем ответить на вопросы.

Беседа:
Ребята отвечают на вопросы, объясняя, почему поклонялись именно этому богу.
Какому богу поклонялись:
• земледельцы, страдающие от неурожая, (Деметра)
• охотники, (Артемида)
• купцы, отправляющие свои товары на кораблях в другие страны, (Гермес)
• девушка, вступающая в брак, (Афродита)
• ремесленник, (Гефест)
• жители Афин с просьбой о защите?
Афиняне обращались за помощью к богине Афине. Почему именно к ней?
– На этот вопрос нам поможет ответить миф о споре Афины и Посейдона за право быть покровителем Афин (А.А. Вигасин. Учебник истории Древнего мира, с. 136).
Комментированное чтение:
Чтение мифа и ответы на вопросы:
Почему афиняне выбрали подарок Афины, а не Посейдона?
В честь кого назван город? (Город показать на карте с. 111.)
Учитель: С богами Древней Греции мы познакомились. Но почему их называли Олимпийскими? (Иллюстрация горы).
Учитель: Да, верно. По мнению греков, боги жили на Олимпе, но у многих была своя маленькая родина, где их особо почитали. Например, Зевс родился на о. Крит, Афродита – близь о. Феры, росла на о. Кипр. Аполлон родился на о. Делос, (работа с картой на с. 111) где в честь него был возведен храм, известный всему миру, – Дельфийский оракул.
Рассказ о Дельфийском оракуле, показ иллюстраций.
В тетрадь записывается определение “ОРАКУЛ”.
Учитель: Греки не отделяли богов от мест, где проявлялась их мощь, – от холмов, гор, рек, гротов. Но с появлением городов в них начали возводить храмы богам.
Рассматривание иллюстраций акрополя, древнегреческих храмов.
Учитель: Храмы олимпийских богов были красивы и величественны. Их возводили лучшие мастера с уважением и любовью к богам. Один из таких храмов – Храм Артемиды Эфесской. (C 283) Иллюстрации.
Учитель: Люди создавали изображения олимпийских богов по образу и подобию своему. Греки верили, что боги внешне похожи на людей. Они как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать. Единственное отличие в том, что боги бессмертны. Жизнь богов и отношения с людьми греки отразили в мифах и легендах об Олимпийских богах. Иллюстрации.Кроме того, греки украшали храмы скульптурами богов, но до наших дней сохранилась лишь малая доля их. Но те, что уцелели, вызывают восхищение гармоничностью, красотой, монументальностью. Одна из скульптур БОГА является одним из чудес света. Это статуя Зевса Олимпийского. К сожалению, до наших дней она не сохранилась. Иллюстрации.
После рассказа ребят обсуждается вопрос “Почему статую Зевса Олимпийского считали чудом света?”.
Учитель: Эта статуя стояла в городе Олимпия в храме Зевса (в учебнике на с. 152 – реконструкция Олимпии). В этом городе проходил главный праздник греков.

Беседа:
Вопросы классу:
• Что это за праздник?
• Когда впервые были проведены Олимпийские игры? (Дату проведения первых Олимпийских игр записываем в тетрадь – 776 г. до н.э.)
Учитель: Олимпийские игры были не только праздником, соревнованиями в ловкости, смелости, силе, но и формой обряда поклонения Зевсу.О том, как проходили Олимпийские игры, какие состязания проводились, мы узнали, как ни странно, по изображениям на гончарных изделиях (рассматривание иллюстраций в учебнике на с. 150, 151, 153).
Греки были хорошими художниками. Одна из тем их художественных сюжетов – мифы. Мифологическими сюжетами греки украшали краснофигурные и чернофигурные вазы (рассматривание иллюстрации с. 123, 126, 127, 131).

Вывод:
Учитель: Таким образом, религия древних греков, мифы и легенды о богах оказывали огромное влияние на развитие культуры Древней Греции и всего античного мира.
Влияние мифологии сказалось и на дальнейшем развитии культуры других народов.
В XV–XVI веках в Западной Европе в поисках идеала, образца для подражания люди обращались к культуре Древней Греции и Рима. Началась эпоха Возрождения – попытка возродить античную культуру. Возрос интерес к старинным рукописям, книгам древних авторов, произведениям искусства. Еще это время называют эпохой титанов (гениев, наделенных великим талантом). Среди них: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Рембрандт ван Рейн, Диего Веласкес и многие другие художники, скульпторы, писатели, ученые.
Рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций портретов и репродукций картин и архитектурных памятников.
- Давайте попробуем угадать, кто изображен на картинах мастеров Возрождения.
Учитель: Влияние античной мифологии ощутила на себе и Россия в эпоху классицизма XVIII–XIX веков. В это время в архитектуре Санкт-Петербурга и Москвы прослеживаются черты античной архитектуры: строгость, сдержанность, симметрия, наличие большого числа колонн (рассматривание иллюстрации архитектурных памятников России конца XVIII – начала XIX веков).
Конечно, влияние мифологии Древней Греции и Рима сказалось и на развитии живописи, скульптуры, музыки, как в России, так и в других странах.

Заключение:
Учитель: На сегодняшнем уроке мы познакомились с религией Древней Греции, олимпийскими богами и некоторыми мифами и легендами, связанными с жизнью богов. Подробнее о религии греков и римлян и самой Греции вы можете узнать из дополнительной и справочной литературы, представленной на нашей выставке. Представление книги и выставки к теме урока.
– Подробнее о влиянии мифологии и античной культуры на развитие архитектуры, скульптуры, живописи в разные периоды истории мы узнаем на других уроках, изучая всеобщую историю и историю России.
В конце урока ребята получают домашнее задание, выставляются оценки.

Домашнее задание:
1) п. 28
2) задания в рабочей тетради №10,11 стр. 9-10
3) Как звали 9 муз Аполлона?
4) Какие подвиги совершил Геракл?


Приложение
Из первоначального Хаоса вышла первая царственная пара богов: Я - Уран (Небо) и моя супруга Гея (Земля). От нас произошел великий род титанов, старший из которых — Океан, а младший - Кронос. Братьями титанов были циклопы и гекатонхейры (сторукие), но они были столь уродливы и свирепы, что Я – Уран, сбросил их в бездонные пропасти Тартара (подземного мира). Вместе с богами родился мир.
После гибели Урана Я – Кронос, стал править миром со своей женой Реей. Мне предсказали, что я погибну от рук своего ребенка, и я стал съедать всех новорожденных детей. Но однажды моя жена – Рея вместо сына отдала мне завернутый в пеленку камень, а мальчик остался жив. Это был Зевс.
Я Зевс – сын Кроноса. Я сверг отца и стал главным богом греческого Олимпа. Я – сильнейший из богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром – все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит установленный мной порядок! Я поражаю преступников пламенной молнией! Поэтому эллины клянутся моим именем. «Клянусь Зевсом» – говорят они! Свою волю я передаю людям через священного орла. Моим священным деревом является дуб.
У Зевса были два брата - Аид - бог подземного царства и Посейдон - бог морей.
Я – Аид, самый мрачный из богов. Моё царство глубоко под землей, в царстве мертвых. Вход в мое царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведет в моё царство. Нет оттуда возврата. В царстве мертвых катят свои волны реки Стикс и Ахерон. Угрюмый перевозчик Харон перевозит души умерших через мрачные воды Ахерона. Трехглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида.
Я – Посейдон, владыка морей. В моих руках судьба мореплавателей. Если я ударю своим трезубцем, на море начнется страшная буря, корабли разобьются в щепки о прибрежные скалы. Но стоит мне отложить трезубец и успокоится море, а я на колеснице спущусь на дно в великолепный дворец, где я живу со своей женой Амфитритой. Нам послушны все обитатели морских глубин.
Рождение Афины из головы Зевса:
Метида была первой женой Зевса. Зевс проглотил её, так как по предсказанию мойр она должна была родить сына, который лишит его власти. Но через некоторое время он почувствовал страшную головную боль и приказал Гефесту расколоть себе голову топором. Из расколотого черепа Зевса и вышла в полном боевом вооружении и с воинственным кличем Я - Афина.
Меня считают основательницей государства, создательницей колесницы, корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей.
Я научила людей ткачеству, прядению и кулинарии, учредила законы и ареопаг (высший суд в Афинах).
Мои символы: олива — священное дерево древних грековсова (символ мудрости) змея (также символ мудрости)шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем)эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны МедузыМеня сопровождает крылатая богиня Ника.
Много у Зевса детей. Но самый прекрасный из них я – бог солнечного света, покровитель искусств, златокудрый Аполлон, любимец Зевса. Без промаха разят мои стрелы врагов. Ими убил я страшное чудовище – дракона Пифона, жившего в Дельфийском ущелье. С тех пор в Дельфах находится святилище Аполлона. Меня сопровождают девять муз – покровительниц наук и искусств. А как их зовут, вы узнаете сами.
Боятся люди встреч со мной - вечно юной прекрасной Артемидой – богиней природы и покровительницей охоты. Мои спутницы – нимфы – богини полей и лесов. Мне посвящают охотники первую добычу.
Я – Афродита – богиня любви и красоты. Я добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит только себя. Я наказала гордого красавца Нарцисса, который не ел и не пил, а лишь любовался самим собой. Измученный голодом он умер, а на этом месте вырос белый красивый цветок.
Я – бог войны – кровожадный Арес. Меня боятся и люди и боги. Я ужасен во время битвы и поражаю даже тех, кому обещал помощь.
Я – Гефест – бог огня и кузнечного дела. Меня маленького, хилого и некрасивого сбросила с Олимпа рассерженная Гера. Но укрыла меня на дне моря богиня Фетида. Там научился ковать я чудесные вещи. Я выковал оружие сыну Фетиды – Ахиллу.
Я – Гермес – быстрый вестник богов, покровитель дорог и путников. В Элладе на всех перекрестках стоят каменные столбы с головою Гермеса наверху – гермы. Я провожаю души умерших в подземное царство Аида, забочусь о стадах и заблудившихся овцах. Я покровительствую торговле, посылаю богатство. Я научил людей азбуке и счету, изобрел меры веса. Я ловок и хитер и люблю подшутить над богами – я украл у Зевса что-то, у Посейдона, у Ареса, у Аполлона. А что именно – вы узнаете сами.
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какое значение имеют поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»?
Для этого вспомни:
- Какие события отразил в своих поэмах Гомер?
- Какую достоверную информацию мы можем получить, читая поэмы Гомера?
- Что ценили в людях древние греки?