Советы психолога

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Вашему ребенку нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:
- профессии, которые ребенок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом, например веб-дизайнер и менеджер;
- ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;
- сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе;
- выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями;
- ребенок нередко принимает решения под влиянием своих друзей;
- хотя бы один из родителей был безработным более пяти месяцев.

Психологическая помощь необходима старшеклассникам, чтобы, избежать многочисленные проблемы профессиональной мотивации:
- возрастные особенности старшеклассников (изменение сферы интересов и многообразие интересов, поиск своего Я и своего идеала, Я - концепция, рост самосознания, самооценка и уровень притязаний).
- несоответствие выбираемой профессии и способностей человека;
- несформированность внутренней позиции (хочу - могу) и т.п.

Необходима работа, направленная на познание своих возможностей. Только в таких условиях старшеклассник сможет сделать самостоятельный выбор. Эту проблему можно решить в частности при обучении старшеклассников в профильных классах. Проблема в том, что успешность выбора профиля обучения зависит от того, насколько старшеклассник сможет соотнести свои интересы, способности с умением видеть свою жизнь во временной перспективе, понимать и осознавать истинные мотивы своего решения.

Для диагностики проблем, связанных с профессиональным выбором, иногда бывает достаточно беседы психолога с учащимся, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью различных методик.

Дальнейшие шаги в диагностике проблем профессионального самоопределения личности связаны с умением психолога - консультанта выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.

Нестандартным подходом к решению этой проблемы может быть использование проекта «Азбука выбора» (А.В. Кореко «ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников» (Серия: В помощь школьному психологу). Волгоград.: Учитель. - 2011, 199 с.), реализация которого направлена на формирование профессиональной мотивации, посредством создания определенных условий: тренинговых занятий, игровых профориентационных упражнений, самодиагностики, профессионального просвещения, творческих встреч и т.д.

Для программы профессионального выбора должны быть подобраны игры и упражнения, которые направлены на:
- повышение уровня осознания особенностей трудовой деятельности;
- расширение знаний о мире профессионального труда;
- повышение уровня ориентации в мире различных специальностей;
- повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив;
- развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности и другие аспекты профессионального самоопределения учащихся.

Основная проблема качественных показателей эффективности - необходимость понять, какие существенные изменения произошли в сознании подростка.

Примеры качественных показателей:
- появление новых ценностных ориентаций и смыслов выбора профессии (или укрепление существовавших ценностных ориентаций);
- формирование внутренней готовности самостоятельно совершать выборы;
- готовность работать в режиме взаимодействия (сотрудничества с психологом - консультантом).