Вход



«Дети России Онлайн»

Cделаем интернет безопаснее вместе
8 800 25 000 15
Звонки по России бесплатны

Поиск по сайту

Рейтинг

Общероссийский рейтинг школьных сайтов http://rating.rosnou.ru/

Сейчас на сайте

Сейчас 24 гостей онлайн

Откуда посетители

Безопасные сайты

Главная > Методкопилка > Уроки > Разработка урока "Вспомогательные исторические дисциплины" (Аранчын А.М.)

Разработка урока "Вспомогательные исторические дисциплины" (Аранчын А.М.)

(3 голоса, среднее 5.00 из 5)


ДАТА: 11 января

ТЕМА: Вспомогательные исторические дисциплины.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Развивающая (знания) – Познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками.
  2. Образовательная (умения) – Научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин.
  3. Воспитывающая (навыки) – Воспитывать, прививать чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории.

ТИП УРОКА: Урок изложения нового материала.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: Урок-лекция + практические задания.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Интерактивная лекция (40 мин.)

3. Домашняя работа (2 мин.)

4. Оценка учащихся (2 мин.)

ХОД УРОКА:

Организационный момент

Поздороваться с классом.

Настроить детей на учебу.

Сообщение темы урока и конкретных задач урока

Объяснить ребятам план работы на уроке.

Интерактивная лекция

План лекции:

  1. История
  2. Археология
  3. Генеалогия
  4. Палеография
  5. Геральдика
  6. Метрология
  7. Хронология
  8. Нумизматика
  9. Сфрагистика
  10. Ономастика
  11. Этнонимика
  12. Топонимика
  13. Антропонимика
  14. Эпиграфика

Основные понятия (термины): история, археология, генеалогия, палеография, геральдика, метрология, хронология, нумизматика, сфрагистика, ономастика, этнонимика, топонимика, антропонимика, эпиграфика.

Оборудование урока: ТСО – нет. Дидактический материал и наглядные пособия – карточки, тесты, плакаты, таблицы.

Ребята, сегодня мы с вами будем вспоминать, что такое история, почему мы ее изучаем. А еще мы познакомимся с основными помощниками истории. В течение нашей беседы вам будут предложены несколько заданий, за быстрое и правильное выполнение которых, вы сможете получить фишки. Победителями станут те из вас, кто наберет наибольшее число фишек.

Итак, первый вопрос. Как переводится с греческого языка «история»?

«История» с греческого переводится - «рассказ о прошедшем».

История имеет множество определений, например такие:

История – это наука о жизни людей с древнейших времен до наших дней.

История – это действительность в ее движении.

История – это наука о развитии человеческого общества.

История – это прошлое, которое хранится в памяти человечества.

Для чего нужно знать историю? Дела давно минувших дней… Чем поможет нам знание о них в такой сложной сегодняшней жизни?

Человек не может не задаваться вопросами: кто я? Откуда я? Не зная истории человечества, не возможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей разных народов, проникнуть в суть событий.

Для любого россиянина история России значит особенно много. Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей, но, прежде всего – самих себя. А история родной страны – это наша с вами история. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти. Исторически неграмотный человек обделен духовно. Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого:

Кому принадлежат эти слова?

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Александр Сергеевич Пушкин.

С историей близкой и далекой человек сталкивается на каждом шагу. Мы разговариваем на языке, который возник в древности, живем в городах и поселках, основанных нашими предками, в своем поведении руководствуемся обычаями и законами, появившимися задолго до нашего рождения. Все современные события имеют в прошлом свои причины и свое начало. Поэтому всегда полезно знать, что было раньше. Такое знание помогает правильно поступать, не совершать ошибок, понять людей.

Иногда, кажется, что чем дальше от наших дней те или иные события, тем меньше они на нас влияют. Это не так. Именно в глубокой древности появилось многое из того, что до сих пор определяет нашу жизнь.

Ведь именно в древности зародились религия и искусство, земледелие и скотоводство, ремесло и торговля, государство и законы, письменность и наука.

Когда-то знания о прошлом каждый народ хранил в виде легенд. Некоторые люди помнили наизусть десятки тысяч сказаний о происхождении своего народа, о борьбе с врагами, о древних героях, о переселении на новые земли. Однако во времена кризиса легенды забывали.

Около 5 тысяч лет назад у некоторых народов появилась письменность. Специальными знаками стали изображать звуки речи на камнях, глине, металле, коре деревьев. Люди хотели сохранить, таким образом, свою историю. Благодаря письменности мы знаем историю даже исчезнувших народов. Трудно бывает найти эти записи, еще труднее их прочитать! Ведь многие древние языки, ныне забыты. Раньше всех научились писать народы в Месопотамии – это территория между реками Тигр и Евфрат.

Какое сейчас государство находится в этом районе?

Государство Ирак.

История – это целый комплекс общественных наук, которые изучают прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История исследует факты, события и процессы на базе исторических источников.

История – наука сложная, объемная, но даже ей необходимы помощники, и их у нее немало! Все эти специальные отрасли исторического знания называются вспомогательными историческими дисциплинами.

Итак, о жизни людей в давно прошедшие времена рассказывают нам источники – остатки прошлого, связанные с деятельностью человека и отражающие его историю. Их изучает сама история, а также вспомогательные исторические дисциплины.

Самые многочисленные и важные источники – письменные. Это – издававшиеся в разное время сборники законов, разнообразные княжеские грамоты, договоры, документы о сделках (акты). Повествовательными называются те источники, которые специально создавались для рассказа о каком-то явлении или событии: летописи, исторические повести, описания путешествий, жития святых и многое другое.

Немалые знания и умения требуются от историка, приступающего к работе. Прежде всего, он обязан уметь читать документ. Ведь наше современное правописание значительно отличается от принятого во времена, скажем, Древней Руси. Тогда писали медленно, торжественно, выводя каждую букву. Сами буквы имели начертания, иногда совсем не похожие на современные. Буквы фактически не писали, а рисовали, соблюдая строжайшие правила (устав). Поэтому и сам почерк древнерусского письма именуют «уставом». В средневековой Руси писать стали быстрее, буквы потеряли стройность и торжественность. Этот тип письма называется скорописью. Читать ее еще сложнее, чем устав. Лишь в XIX веке правописание и формы букв приблизились к современным.

Прочитав документ, историк не забудет рассмотреть материал, на котором он зафиксирован. Если это бумага (появилась в XIV веке), то на ней, как правило, можно обнаружить водяные знаки. По ним с помощью специальных справочников можно уточнить время производства бумаги, а следовательно – более точно датировать и сам документ.

Всем этим занимается палеография – историко-филологическая дисциплина, которая изучает памятники древности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия их письма, прослеживает изменения графических форм письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг.

Но ведь информацию наши предки оставляли не только в виде документов на бумаге или бересте, но и в виде надписей на различных материалах.

Эпиграфика – вспомогательная историческая и филологическая дисциплина, изучающая древние и средневековые надписи на камне, металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях. Оформилась как самостоятельная область знания в середине 19 века.

Историку приходится учитывать, что сведения о прошлом могут быть недостоверными. Взгляд современников на одно и то же событие оказывается порой не просто неодинаковым, но противоположным. Исторический источник не всегда отражает реальный ход событий. Даже принятый закон мог быть не реализован в жизни. Поэтому следует сопоставлять различные сведения, проверяя, таким образом, их данные.

Наряду с письменными источниками историки пользуются данными фольклора. Из народного творчества можно почерпнуть множество сведений об особенностях быта, психологии людей далекого прошлого.

Перечислите все основные жанры фольклора:

· Народные песни

· Частушки

· Сказания или сказки

· Былины

· Пословицы

· Поговорки и т.д.

Но ведь были времена, когда не было никакой письменности, да и свидетелей событий не осталось. Вот тут широко использует историческая наука вещественные памятники: орудия труда, остатки жилищ, ремесленные изделия, украшения, оружие, предметы домашнего обихода и т. д. Их изучением занимается археология. Для того периода, когда человечество еще не знало письменности, археологические данные были основными источниками сведений. По способам строительства жилищ, особенностям керамики и характерным чертам погребений исследователи выделяют так называемые, археологические культуры, т.е. большие группы памятников, обладающих сходством между собой и отличиями от других подобных групп. Археология оформилась как наука к началу 20 века, до этого археология, изучающая античность, имела искусствоведческую направленность.

Археология – это органическая часть истории, это наука эрудитов, тружеников и романтиков, наука тайн, легенд и загадок. Одна из таких загадок – это легенда «о духе Тамерлана», вызвавшем великую войну. В Самарканде археологам пришлось однажды срочно вскрыть захоронение выдающегося полководца средневековья Тамерлана, прославившегося своей свирепостью даже в жестокое время. Дело в том, что гробница оказалась под угрозой затопления. При вскрытии гроба присутствующие почувствовали странный запах. Это был запах ароматических веществ, положенных в гроб правителя. Кто-то пошутил: мы выпустили дух Тамерлана – быть войне. Было это 19 июня 1941 года.

Какая война началась через два дня?

Великая Отечественная война.

Кто знает перевод или значение, а может историю происхождения своего имени?

Аяна, например, значит внешний облик или гармония.

Итак, исследование имен собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Отсюда – огромная устойчивость имен собственных, сохраняющихся не только при революционных сдвигах в истории определенного языка, но даже при полной смене языка одной системы другим.

Ономастика – это раздел лексикологии, изучающий собственные имена. В соответствии с обозначаемыми объектами ономастика делиться на следующие разделы:

· Антропонимика – изучает историю личных имен людей (Иван Калита, Рюрик, Игорь Кио);

Топонимика – изучает собственные имена географических объектов (Украина, Черное море, Невский проспект, озеро Байкал, Куликово поле). Топонимика (особенно гидронимика) зачастую является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах.

· Этнонимика – изучает историю названий племен, народов и других этнических общностей (русские, тувинцы, американцы, индейцы);

· Зоонимика – собственные имена животных и их клички (Шарик, Мурка);

· Астронимика – названия отдельных небесных тел (Луна, Юпитер, комета Галлея);

· Космонимика – наименования зон космического пространства – созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные (Млечный Путь, Галактика Андромеды);

· Теонимика – собственные имена богов и божеств любого пантеона (Стрибог, Зевс, Аллах);

· Хрематонимика – собственные имена предметов материальной культуры (алмаз «Орлов);

· и другие разделы.

Но поскольку речь сейчас идет не об ономастике вообще, а об исторической ономастике конкретно, то следует остановиться на той помощи, которую ономастика оказывает истории. Ономастика даёт ценнейший материал для истории, устанавливая места поселений и пути миграций, часто исчезнувших народов, характеризуя местные мифы, давая представления о типе поселений, об общественных и семейных отношениях.

А в качестве творческого задания на дом могу предложить

изучить происхождение имён и фамилий в своей семье.

Большую помощь оказывают историку геральдика - наука о гербах. Геральдика появилась в средневековье и по началу имела практическую направленность. С 13 века до первой половины 19 века под геральдикой понимали искусство составления дворянских, цеховых и земельных гербов. Но со второй половины 19 века геральдика становится вспомогательной исторической дисциплиной, которая изучает гербы. Геральдика связана с рыцарством и восходит к временам крестовых походов. Она возникла приблизительно в середине 12 века как средство идентифицировать средневекового рыцаря, который в доспехах и с опущенным забралом не мог быть опознан ни врагом, ни товарищами по оружию. Первое упоминание о гербе в Европе относится к 1127 году. Это был герб на щите Жоффрея, графа Анжуйского. Распространению геральдики способствовали рыцарские турниры. Русская геральдика ведет свое начало от Алексея Михайловича Романова. В царствование Петра I геральдике стало уделяться еще большее внимание.

Ребята, я предлагаю вам на дом такое творческое задание.

Придумайте и нарисуйте герб своей семьи!

Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати. Печати – это штампы из любого твердого материала (камня, металла, кости), а также их оттиски (в металле, сургуче, воске, бумаге и др.). С древнейших времен печати служили для удостоверения документов, Самые старые из известных нам печатей находят при раскопках Древнего Египта и Месопотамии. В средние века, когда грамотность была редким явлением, печать заменяла подпись. К 14 веку в Европе появляется такое понятие, как государственная печать. В Древней Руси первые упоминания о печатях встречаются в договорах Игоря и Святослава с греками. Проблема подлинности печатей исследовалась юристами, вероятно, на всем протяжении европейской истории. С 18 века сфрагистика развивается как отдел дипломатики, а её главной целью является установление подлинности документа и времени его появления.

Метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая развитие систем мер веса, длины, объема и площади.

У многих народов мира в разные времена существовали свои меры длины, веса, объема и площади.

Попробуйте решить задачи с использованием некоторых старых русских мер длины.

1 верста = 500 саженям

1 сажень = 3 аршинам

1 аршин = 16 вершкам

Сколько аршин в 2 верстах? 2 версты = 3000 аршин.

Сколько вершков в 3 саженях? 3 сажени = 144 вершка.

Хронология – это последовательность исторических событий во времени, а также наука об измерении времени или вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает системы летоисчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

В древние времена в разных странах счет времени происходил по-разному. Например, в Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Жители Рима год основания своего города считали первым, следующий – вторым и т.д.

Сейчас большинство жителей Земли пользуются христианским летоисчислением. Рождество Христово является точкой отсчета для всех исторических дат. На днях наступил 2007 год, и это значит, что ровно 2007 лет назад родился Иисус Христос.

Как называется время, исчисляемое от Рождества Христова?

Наша эра.

У мусульман, например, другое летоисчисление. Кто может назвать событие, с которого мусульмане всего мира ведут отсчет своего времени?

Событие это – хиджра, т.е. бегство пророка Мухаммеда из Мекки. В христианском летоисчислении оно соответствует 622 году нашей эры.

Посчитайте, какой год по мусульманскому летоисчислению соответствует нашему 2007?

2007 – 622 = 1385

В истории века принято обозначать римскими цифрами, а года арабскими.

Попробуйте сейчас расшифровать следующие римские цифры:

VI - 6

IX – 9

XXIII - 23

L – 50

LX – 60

XC - 90

C - 100

Кто знает, как переводится с латинского слово «numizma»?

Само слово «numizma» с латинского переводится «монета».

Многим из вас, вероятно, знакома нумизматика, занимающаяся изучением монет. Ее данные позволяют, например, проследить торговые связи между странами и народами, иногда весьма удаленными друг от друга. Нумизматика – это тоже вспомогательная историческая дисциплина, как наука она возникла в 18 веке, но само коллекционирование монет началось в Италии в эпоху Возрождения (с 14 века).

Нумизматика – это наука о монетах, именно о монетах, а не о деньгах. Монеты – это только разновидность денег. Это те деньги, которые приобрели вид кусочка металла с клеймом, удостоверяющим его вес и чистоту. В 1264 году на одном из островов Средиземного моря был найден клад монет. Данная находка является первой в истории.

Самый знаменитый русский нумизмат был Алексей Васильевич Орешников. В 1896 году вышла его книга «Русские монеты до 1547 года». Он заново распределил русские монеты по княжествам, городам и князьям. Многие сотни монет нашли себе постоянное и прочное место и получили исторические комментарии.

Если по началу нумизматика стремилась определить реальную стоимость денежных единиц и их соотношение, то позже монеты сами становились историческими источниками. Комментарии к надписям на деньгах и разъяснения изображений связывали их с политической историей. На монету стали смотреть как на сложнейший исторический документ и одновременно как на средство массовой информации древности, которое несло портрет правителя, его имя, лозунги его правления в дома обывателей – и богатых и бедных.

До XX века часть найденных монет переплавляли, но потом пришли к убеждению, что нужно сохранять и изучать все древние монеты. Нумизматы стали работать с массовым монетным материалом. Клад потому интересен нумизмату, что является памятником и источником изучения древней торговли, денежного обращения, т.е. экономики прошлых эпох.

Раз уж мы заговорили о деньгах, то несколько вопросов я задам о них.

Назовите национальную валюту следующих стран:

· Украина – гривна

· Аргентина – песо

· Германия - евро

· Израиль – шекель

· Китай – юань

· США – доллар

· Болгария – лев

· Япония – иена

· Монголия – тугрик

· Бразилия – реал

· Гаити – гурт

· Какой город изображен на сторублевой купюре – Москва.

Монеты – свидетели прошлого. Отличительные особенности любой страны отразились в её монетах. И сейчас мы предлагаем вам рассмотреть монеты отдельных стран мира в разное время.

Наконец, необходимо историку знание генеалогии, - науки о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств. Без учета генеалогических данных порой трудно понять истинные причины тех или иных политических событий.

Если вас заинтересовала генеалогия, то вы можете попробовать

составить генеалогическое древо своей семьи!

Пример такого генеалогического древа, а точнее генеалогической схемы или просто родословной вы сейчас видите на экране.

Задание на уроке. Сейчас вы увидите систему родства, которая была распространена у тувинцев до революции (до начала XX века), но позже ее забыли. Были изучены документы из архива ТИГИ, и многие родственные названия удалось восстановить. Мы предлагаем вам сейчас вписать в пустые строчки 5 столбца имена и фамилии своих родственников.

 

Родственные

колени

У тувинцев

У русских

Впишите имена

своих родственников

П

Р

Е

Д

К

И

7

холбугул

6

холунса

5

элинсе

4

холун

прапрабабушка

прапрадедушка

3

элин

прабабушка, прадедушка

2

кырган авазы/ачазы

бабушка, дедушка

1

авазы, ачазы

мать, отец

0

я

я

П

О

Т

О

М

К

И

1

оглу, кызы

сын, дочь

2

ачы

(уйнук)

внук/внучка

3

чичи

правнук/правнучка

4

ачынчиир

праправнук/праправнучка

5

чичинчиир

6

хоча

7

хочинчиир

 

Труд историка, по крупицам восстанавливающего картину былого, сложен и необычайно увлекателен. Знаменитый французский историк Марк Блок сравнивал своих коллег со следопытами, а источники – со следами.

Итак – в путь, вперед по следам истории!

Домашняя работа

Творческие задания на дом предлагаются в течение всего урока на выбор учащихся.

Оценка учащихся

Закрепление материала происходит в виде выполнения определенных практических заданий. За каждую правильно сделанную работу учащиеся получают фишки. В конце урока фишки меняются на оценки.

 

 

Последние материалы

Самое популярное

По результатам работы МАОУ "Лицей №15 имени Героя Советского Союза Н.Н.Макаренко" награжден Дипломом победителя конкурса "100 лучших образовательных организаций Республики Тыва" в 2014 году.

По результатам работы МАОУ "Лицей №15 имени Героя Советского Союза Н.Н.Макаренко" награжден Почетным дипломом победителя Всероссийского конкурса "100 лучших предприятий и организаций России - 2013".

"100 лучших предприятий и организаций России - 2012".

По итогам 2009, 2011 годов наш лицей внесен в "Национальный реестр" в номинации "Ведущие образовательные учреждения России".

 



www.leading-education.ru

По итогам городского конкурса "Лучшие web-сайты муниципальных образовательных учреждений г.Кызыла" наш сайт стал абсолютным победителем

Приказ Департамента по образованию и молодежной политике г.Кызыла №156 от 18.04.2011г.