Вход



«Дети России Онлайн»

Cделаем интернет безопаснее вместе
8 800 25 000 15
Звонки по России бесплатны

Поиск по сайту

Рейтинг

Общероссийский рейтинг школьных сайтов http://rating.rosnou.ru/

Сейчас на сайте

Сейчас 104 гостей онлайн

Откуда посетители

Безопасные сайты

Главная > Мероприятия > Для учащихся > А как измерить качество души?

А как измерить качество души?

(0 голоса, среднее 0 из 5)


А КАК ИЗМЕРИТЬ КАЧЕСТВО ДУШИ?

Писатели, спасатели, -
вот тем и хороши, -
сказители, сказатели,
касатели души.
Как пламя согревальное
в яранге ледяной,
горит душа реальная
за каждою строкой.

Р.Казакова

С большим вниманием и трепетом читаю материалы наших ведущих словесников, которые поднимают проблему преподавания литературы в современных условиях. Их позиция вызывает уважение еще и потому, что отстаивают  они ее постоянно. На протяжении многих лет говорят они об особой роли литературы. Хотелось бы поделиться своими мыслями по некоторым вопросам, которые  волнуют  филологов страны. 

Из всех предметов, относящихся к сфере  искусства, только литературу учащиеся изучают с первого до последнего класса, поэтому она в большей степени  способствует духовно-нравственному развитию личности. Любой урок литературы призван помочь раскрыть  особенность внутреннего мира ребенка, неповторимость его собственного «я». Это особенный предмет, служащий формированию души, воспитанию будущего России.

А что мы имеем на сегодняшний день? Просто катастрофическое положение с изучением этого предмета. Начиная с 90-х годов, началось поэтапное и планомерное снижение количества уроков литературы в школе. В настоящее время российская школа работает по образовательным стандартам второго поколения, правда, законность  утверждение их находится под большим сомнением. Но тем не менее. Имеем то, что имеем. Это Федеральный компонент образовательного стандарт среднего (полного) образования по литературе, приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312 «Об утверждении , реализующих программы общего образования» и в точном его соответствии наши региональные нормативно-правовые документы.    Итак, что дает нам сравнение  двух федеральных базисных учебных планов 1998  и 2004 годов и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ.

Отличительными чертами  учебного плана стали выделение предмета «Литература» отдельной строкой (в Базисном учебном плане, существовавшем с 1998г., учебные часы выделялись совокупно на изучение иностранного языка и литературы) и уменьшение на базовом уровне количества часов в неделю. С 5-9 классы это 2 часа в неделю, а в10-11 классах в одном 3 часа вместо 4, в другом 2 часа недельной нагрузки вместо 3 часов. В БУПе 1998 года общее количество часов, выделяемых на литературу, составляло 680 часов, а в 2004 году их осталось 595. Разница в общем количестве часов, выделяемых на изучение литературы, составила 85 часов. Таким образом, часы, отведенные на изучение  столь важного для формирующейся души предмета незаметно уменьшились на 30 процентов. За счет литературы ввели этику и психологию семейной жизни, затем дополнили изучение иностранного языка, потом настал черед информатики, дополнительного урока физкультуры. Новые стандарты  обозначили еще один предмет, для изучения которого  тоже нужны часы - основы православной культуры. Правда школьники не заговорили на чистом английском языке, здоровье тоже оставляет желать лучшего. Выросшие ученики обнаруживают явно несерьезное отношение к институту брака, о чем свидетельствует рост разводов и количество брошенных детей.

Вместе с тем в соответствии с БУПом «часы, отведенные на компонент образовательного учреждения можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента». Однако в условиях  нашего региона в связи с делением национальных классов на подгруппы никаких лишних часов не остается. Этакий литературный парадокс.  В средней полосе России, в регионах, где нет национально-региональной составляющей, есть возможности для дополнительного изучения литературы. А в национальных республиках, каковыми являются Тува, Хакассия, Бурятия и многие другие регионы, где носителей русского языка недостаточно, дополнительные возможности  просто отсутствуют.

При этом литература, если верить новым стандартам, остается базовой учебной дисциплиной, формирующей духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.  Основная роль принадлежит, конечно же, книге, уважение к которой в нашем обществе заметно снизилось. В Националь­ной программе поддержки и развития чте­ния, отмечено: «Современная ситуация с чтением в России характеризуется как сис­темный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пре­небрежения чтением». Деление нашими школьниками литературы на интересную  и  на  нужную привело к постижению классики в сокращенном варианте. К откровенному пренебрежению к классическим образцам, а подчас и к непониманию не то что смысла, но и значения многих слов. Психологи отмечают, что школьники  должны постигать тайны художественных текстом под руководством взрослых, они должны постигать его тайны в соавторстве, в содружестве, так как в силу своих возрастных особенностей не всегда могут правильно расставлять эмоциональные акценты. Именно по этой причине раньше изучение классических произведений начиналось с уроком комментированного чтения. Теперь на этот вид работы не хватает времени. А без постижения тайн слов наших классиков нельзя воспитать душу трепетной, ранимой, нежной. А. Минкин в своей книге «Нежная душа», посвященной нашей классической литературе, пишет: «Что первое купил папа Карло своему деревянному сыночку? Точнее: не первое, а единственное (ибо папа Карло больше ничего Буратино не покупал). Книгу!  Нищий старый дурак ради этого подарка продал единственную куртку. Он поступил как Человек. Потому что человек стал настоящим человеком, только когда книга стала важнее всего». Лучше и не скажешь.

В новых  стандартах обязательным минимумом четко определен круг теоретико-литературных понятий. Сравнение перечня понятий нового стандарта второго поколения тоже полно неожиданностей. В прежних минимумах перечень понятий дан приблизительно, без вычленения обязательной терминологии курса литературы,  в новом стандарте число понятий  увеличено более чем в два раза. Разработчики уверены, что без них невозможен глубокий анализ текста художественного произведения.  Я не противник знаний по основам литературоведения, но такое углубление, такая детализация при малом количестве часов не позволит даже самому замечательному словеснику сохранить тексты литературных произведений  в качестве самого главного на уроке литературы.

Уменьшение часов, отпущенных на изучение русского языка и литературы, неизбежно приводит к сокращению словарного запаса у выпускников школ, потому что одной из целей изучения литературы в школе должно быть овладение учениками языковым богатством культуры. Отсюда неумение создавать текст небольшого объема, а это необходимо современному человеку. Поскольку литература как искусство построена на диалоге, в основу которого составляют разные точки зрения на один предмет, то она учит, прежде всего, терпимости и принятию возможности другого взгляда на мир, учит уважению и толерантности, о дефиците которых мы все чаще говорим в последнее время. И как тут опять  не вспомнить А.С.Пушкина и его обучение в Царскосельском Лицее.

Лицейская семья была интернациональна.  Кюхля - немец по отцу и матери.  Отцы Данзаса, Дельвига, Корфа - немцы.  Брогльо - итальянец. У Горчакова, Матюшкина матери - немки. У Пушкина прадед - арап. Все мы были разного вероисповедания. Данзас, Кюхля - католического. Матюшкин - лютеранского. Но в Лицее не придавалось особого значения религиозным убеждениям и обрядам.  Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России. Все лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинными патриотами России. Замечу, что никто тогда сдавал ЕГЭ в обстановке строжайшей секретности: выпускники подтверждали свою подготовленность публично при большом присутствии важных особ, известных государственных мужей, даже при самом Г. Державине. Это был экзамен для всей семьи,  ибо родители в первую очередь несли ответственность за своих чад, несмотря на то, что обучались их дети в закрытом заведении. Традиция духовного воспитания всегда лежала в основе российского  образования. О приоритетности воспитания говорят и сейчас, но только реальные дела говорят о другом. Самые духовно формирующие - это предметы гуманитарного цикла, и именно их неуклонно сокращают, используя любые реформы. В бедственном, моей точки зрения, положении находятся русский язык, литература, история. Никакие заменители не могут восполнить недостаток, прежде всего, духовного воспитания.  Опыт литературного образования в России уникален, возможно, он не столько технологичен, но зато содержит в себе огромный нравственный потенциал, ценность которого доказало ни одно поколение.

В заключении хочется обратиться к книге  Александра Минкина «Нежная душа»: «Десять килограммов (три романа Достоев­ского, два-Толстого, три пьесы Чехова) - вот чем завоевана планета. А не триллионом тонн нефти, танков, телевизоров, золота. Как звали жену Павла Первого, Николая Первого. Александра Первого. Второго, Третьего? А Пушкина - Натали! А еще ближе: Татьяна, Ольга, Евгений, Раскольников, Наташа Ростова, Андрей Болконский, Офелия, Том Сойер,  Кот Васька (слушает да ест). Даже Каштанку знаем, собачку-дворняжку, ее характер,  вкусы, мечты и ее биографию. Толпу литературных героев знаем лучше, чем российскую историю.     Значит, они важнее. Значит, сообщают нам больше, чем хроники, высочайшие указы, рескрипты, манифесты».

 

 Дехтяр Зинаида Васильевна, учитель высшей категории

Лауреат Государственной премии Президента РФ в области образования,

Почетный работник образования РФ,

Заслуженный работник образования РТ

 

 

Последние материалы

Самое популярное

По результатам работы МАОУ "Лицей №15 имени Героя Советского Союза Н.Н.Макаренко" награжден Дипломом победителя конкурса "100 лучших образовательных организаций Республики Тыва" в 2014 году.

По результатам работы МАОУ "Лицей №15 имени Героя Советского Союза Н.Н.Макаренко" награжден Почетным дипломом победителя Всероссийского конкурса "100 лучших предприятий и организаций России - 2013".

"100 лучших предприятий и организаций России - 2012".

По итогам 2009, 2011 годов наш лицей внесен в "Национальный реестр" в номинации "Ведущие образовательные учреждения России".

 



www.leading-education.ru

По итогам городского конкурса "Лучшие web-сайты муниципальных образовательных учреждений г.Кызыла" наш сайт стал абсолютным победителем

Приказ Департамента по образованию и молодежной политике г.Кызыла №156 от 18.04.2011г.